Как преодолеть сложности в бизнесе

14.05.2024 09:11 (ред.14.05.2024 09:19)

Любой бизнес связан с рисками. А в ситуации экономической турбулентности количество риск-факторов только увеличивается. Как распознать проблемы в процессах на первых стадиях, не дать бизнесу утонуть и выйти в прибыль? Разбираемся ниже.

Оцениваем обстановку

Главный маркер успешности бизнеса — это прибыль. Если бизнес приносит деньги, их хватает на покрытие операционных расходов и инвестиции в будущее компании, значит все хорошо. Если ваш проект не приносит прибыли или, что еще хуже, несет убытки, то очевидно, что у вашего предприятия проблемы. Однако диагноз можно вынести намного раньше, а это значит, что и «лечение» будет не таким серьезным. Как понять, что с бизнесом не все в порядке?

Кассовый разрыв. Если вы сталкиваетесь с периодическими кассовыми разрывами, например, при выплате зарплаты или оплате подрядчиков, то это тревожный сигнал. Конечно, иногда случается, что график платежей от заказчиков и подрядчиков немного не стыкуется, но в хронической ситуации это может привести к серьезным последствиям.

Бизнес перестает инвестировать в будущее. Здоровая компания должна иметь достаточный оборот не только для покрытия операционных нужд и выплаты зарплат, но и для инвестиций в будущее: расходы на расширение бизнеса, промокампании, апгрейд производства или открытие новых представительств. Отсутствие такой «подушки» может подкосить даже самый успешный бизнес в кризисный период.

Растет доля ФОТ в выручке. Если от года к году доля ФОТ (фонд оплаты труда) в выручке растет, то это еще один тревожный знак. Этот показатель должен оставаться неизменным, а лучше — снижаться, означая, что выручка и прибыль растут и денег на балансе становится больше.

 

Как действовать, если заметили признаки надвигающегося кризиса?

Главное — не игнорировать проблему. Сама она точно не разрешится. Каждый бизнес по-своему уникален, возникшие ситуации могут быть самые разные, а значит, и методы решения проблем. Какие-то из них можно решить без особых расходов, а некоторые «спасательные операции», например привлечение новых клиентов через рекламу, ребрендинг или расширение ассортимента, требуют дополнительных денежных вливаний. Ниже шаги, которые не встанут владельцу «в копейку».

Пересмотрите налоговый режим. Правильно подобранный налоговый режим позволит сократить фискальную нагрузку и высвободить часть средств. Так, к примеру, ИП, которые работают сами на себя, могут перейти на самозанятость. Точно так же, если ситуация позволяет, можно перейти с ОСН на УСН и сократить часть платежей.

Оптимизируйте процессы. Подключите электронный документооборот, автоматизируйте работу с заявками на сайте, установите чат-бот для общения с клиентами, подключите бухгалтерский сервис. Все это стоит совсем недорого и при этом может экономить время (и деньги) вам и вашим сотрудникам.

Обновите подход к персоналу. Не игнорируйте тренды. Во всем мире растет популярность фрилансеров и аренды кадров? Разберитесь почему. Возможно, и вам не нужно нанимать или держать в штате дорогих специалистов, а с их задачами справятся более дешевые фрилансеры.

Пересмотрите отношения с поставщиками. Экономить можно на всем. Развиваете интернет-магазин? Постоянно проверяйте условия у новых поставщиков, чтобы быть уверенным, что работаете с самым выгодным.

Сократите ассортимент. Оцените, что пользуется наибольшим спросом у ваших клиентов и отсеките все остальное, что не генерирует вам достаточной прибыли. Заработать больше так, может, и не получится, но и прогореть будет намного сложнее.

 

А что нельзя делать?

Брать в долг. Кредиты и займы можно брать только в том случае, когда вы уверены, что их получится вернуть.

Демпинговать рынок. Опускать собственные цены в надежде привлечь покупателей также не лучшая идея. Вы пополните кассу в моменте, закупите новые товары, но рано или поздно эта стратегия оставит вас без оборотных средств.

Увольнять ценных сотрудников. Увольнения в целом не самый лучший шаг. Но если без этого не обойтись, перед тем как попрощаться с кем-то из коллектива, рассчитайте производительность каждого сотрудника, оцените, насколько он эффективен, сколько денег вам приносит. Оставьте тех, кто помогает вам зарабатывать.

Помните, что главное, чего точно нельзя делать в бизнесе, который попал в беду, — пускать все на самотек. Важно быстро определить проблему и немедленно взяться за ее решение. Это позволит преодолеть кризис с наименьшими потерями.

Комментирование доступно авторизованным пользователям